1. Самый известный и величественный памятник древней кхмерской культуры - Ангкор, представляет собой столицу древнего кхмерского государства (IХ-XIII вв.), огромный (около 600 кв. км) комплекс культовых сооружений и дворцов. В X-XII веках Ангкор был одним из крупнейших городов мира, его храмы были известны далеко за пределами империи кхмеров. Но в 1431 году войска Сиама практически разрушили город и жители покинули его. Более 100 дворцов и храмов таилось под сенью буйного тропического леса почти 400 лет, до конца XIX столетия, когда французский натуралист Энн Муо опубликовал ряд работ, посвященных Ангкору.



2. Ангкор-Тхом ("Большой Город") - цитадель древнего города и его центральная часть. Внутри стен расположены такие уникальные памятники, как трехъярусная пирамида Байон, окруженная 54 башнями, увенчанных гигантскими ликами богов, руины храма Бафуон, Королевский дворец, храмы Бапхуоп и Пимеанакас ("Небесный дворец", бывшая резиденция кхмерских королей), терраса Слонов и терраса Прокаженного короля (Ясовармана), а также Ворота Победы и каменные мосты, украшенные изображениями богов.



3. Сложнейший архитектурный комплекс, Байон внешне выглядит как причудливое нагромождение огромных камней, однако вблизи видна сложнейшая структура трех отдельных уровней и венчающей их многогранной башни (высота 45 м). 4. Стены Байона и 52 его отдельных башен украшают изумительные барельефы, изображающие различные сценки из повседневной жизни древних кхмеров, танцующих на лотосе апсар, а также знаменитые лики Авалокитешвары.



4. Ангкор в переводе означает "город". Это один из самых крупных храмовых комплексов в мире. На площади 200 кв. км расположено почти две сотни культовых сооружений. В IX веке Яшоварман I начал строить здесь столицу королевства кхмеров. Этот народ и сегодня составляет большинство населения Камбоджи. После смерти Яшовармана строительство продолжали его преемники. Но в ХV веке столица королевства была перенесена в Пномпень и Ангкор поглотили джунгли.



5. В год храмовый комплекс Анкгор посещают до 1 млн иностранных туристов.



6. Божественные лики выполнены с таким мастерством, что в зависимости от времени суток и угла падения солнечных лучей они как бы меняют выражение лица.



7. Лариса в зазеркалье Ангкора.



8. Повсеместно в джунглях саранча создает стойкий шумовой фон.



9. Та Кео. Этот небольшой, но очень хорошо сохранившийся храм был сооружен в 10 веке и какое-то время служил главным храмом королевства. В нем почти нет росписей, и ученые предполагают, что строивший его монарх довольно быстро ушел в небытие, после чего храм был заброшен. Но как объект для фотографирования Та Кео - один из лучших в Ангкоре.



10. Попасть внутрь можно Ангкор Тхом по мосту, перила которого выполнены в виде 9-голового змея нага.



11. С одной стороны его держат боги, с другой — демоны. Входов и мостов в Ангкор Тхом – по 4 (в соответствии со сторонами света), а фигур - 108.



12. Пименакас представляет собой усеченную пирамиду из камня. Если подняться наверх по крутой лестнице, открывается красивый вид на джунгли и соседний реставрируемый храм Бопхун.



13. Вид со слоновьей террасы. Слоновья терраса с лестницей, перилами которой служат каменные слоновьи хоботы (на одном из них можно увидеть ребенка, карабкающегося по слоновьему бивню к вершине террасы).



14. На пике развития, в 10-12 веках, Ангкор был могущественным государством, и владел рядом малайских княжеств, монскими территориями на Бенгальском заливе, большой частью современного Лаоса. Тьямпа была захвачена и превращена в провинцию Ангкора. Велись упорные войны с Вьетнамом. Влияние империи ощущалось даже в бирманском государстве Паган.



15. Исследователи утверждают, что кхмеры не были строителями. Камни, из которых построены храмы, просто положены один на один, без дополнительного крепления, по принципу, один держит другой своей массой. Скорее кхмеры были скульпторами-художниками по камню. Они складывали камни в определенном порядке, делая комнаты и коридоры, а затем срезали ненужные части, попутно покрывая оставшиеся поверхности резьбой.



16. Местная детвора в буквальном смысле зарабатывает деньги своим колоритным видом



17.  Подрастая среди застывших памятников вечности, молодое поколение с детства привыкает уважать национальную культуру и достояние безо всяких воспитательных мер.



18. На территории Ангкор Тхома имеются руины храма-горы Royal Palace. Абсолютно очевидно, что в руины его превратили деревья. Возможно все храмы Ангкора, являвшиеся до реставрации руинами, разрушены деревьями. Косвенно в пользу правильности этого предположения свидетельствует способ реставрации храмов, который применяли французы. Они нумеровали каменные блоки, полностью разбирали руины, очищали их территорию от растительности, а затем заново строили храм в соответствии со своими представлениями о его первоначальном виде.



19. Далеко не все дети выглядят так, что вызывают непреодолимое желание поделиться деньгами.



20. Торговка фруктами в национальной одежде и обуви, и на вполне типичном транспорте



21. Часть сооружений на территории храмов Ангкора построена из кирпичей. Это прежде всего крематории, в которых сжигались тела умерших адептов Индуизма. Кирпичная кладка выполнена без применения связующего раствора. Все невидимые в кладке плоскости кирпичей гладкие, но не абсолютно плоские. Иногда на них просматривается что-то типа еле заметной корочки. По этой же технологии построены чамские храмы и мавзолеи Южного Вьетнама. Последние отличаются тем, что внешние поверхности их стен украшены барельефами. Кирпичи изготовлены из слабо обожженной глины, в которой практически отсутствуют примеси песчаных и алевролитовых частиц. Если эти кирпичи вымочить в воде, то их твердость становится меньше твердости ногтя человека. Мокрые кирпичи можно притирать друг к другу и вырезать на их поверхностях рельефные узоры. А делать рельефные узоры на поверхности кирпичей можно было пластмассовым колпачком от шариковой ручки.



22. Считается, что часть храмов Ангкора является индуистскими, другая – буддистскими. На территории Ангкор Вата построен типовой для Камбоджи буддистский храм (рубеж 20-21 веков). В строениях около храма живут его служители, которых считают буддистскими монахами. Они установили в храмах Ангкора своих идолов, в том числе и идолы Будды Гуатамы. Часть идолов "одета" в желтые, багровые и красные одеяния (обернуты кусками материи). Перед идолами стоят подношения – в основном фрукты и цветы. Около них курятся благовонные палочки.



23. Ангкор-Ват ("город-храм") — гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже, среди развалин древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Занимает площадь в 2 кв.км., являясь самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112—1152). Ангкор-Ват можно назвать "погребальным" храмом. Сурьяварман затеял его строительство, чтобы после смерти туда был помещен его прах. Так что назначение у Ангкор-Вата то же, что и у египетских пирамид. К храму ведет выложенная камнем дорога.



24. Вдоль каждого из трёх уровней проходят галереи. Галереи первого уровня, общая длина которых приблизительно 800 м, украшены барельефами высотой 2 м, изображающими различные сцены из мифологии и жизни древних кхмеров. Наиболее часто встречающаяся фигура здесь — это фигура апсары — богини, небесной танцовщицы. Их здесь тысячи, ни одна из них не похожа на другую. У них разное выражение лиц, разные фигуры, украшения.



25. Примерно 95% населения Камбоджи исповедует южный буддизм (тхеравада). Большинство монастырей в стране принадлежало монашескому ордену Маханикай, хотя особым королевским покровительством пользовался менее крупный, но более влиятельный элитарный реформистский орден Тхаммаютникай. В 1975, с приходом к власти режима "красных кхмеров", на отправление всех религиозных культов был наложен запрет, который сохранялся вплоть до 1979. Статус буддизма в качестве основного вероисповедания был восстановлен лишь в 1989, а конституция 1993 признала его государственной религией, одновременно гарантировав гражданам свободу совести.



26. В 1992 г. ЮНЕСКО включила Ангкор в Список памятников мирового культурного наследия и взяла работы по восстановлению комплекса под контроль. Труднее всего оказалось освободить храмы и памятники из плена буйной тропической растительности. Нередко приходилось разбирать их по частям, а затем в том же порядке складывать обратно. Были приглашены несколько групп специалистов: американцы занимались храмом Пре-Кхан, французы восстановили Слоновую террасу и террасу Прокаженного короля, итальянцы — храм Пре-Руп, японцы - храм Байон. В октябре 1995 г. премьер-министры Камбоджи и Малайзии подписали соглашение о создании на территории в 100 га, в непосредственной близости от Ангкора, самого крупного туристического комплекса азиатского континента.



27. Ангкор-Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, по которой и проходят в Ангкор-Ват. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра.



28. Очередное подтверждение надежности семейного подряда.



29. Когда в 1973 году разворачивались военные события, французские археологи, присматривавшие за храмом, были вынуждены его покинуть. Весь храмовый ансамбль превратился в убежище красных кхмеров. Сегодня на стенах храма видны следы стрельбы. Согласно политическим убеждениям красных кхмеров, страну нужно было освободить от религиозной зависимости, поэтому многочисленные фигуры богов были обезглавлены.



30. Комплекс культовых бассейнов Пре-Неак-Пеан (конец XII в.) с небольшим храмом посредине. В сезон дождей бассейны наполняются. По берегам центрального водоема находятся четыре небольших павильона, в которых люди получали отвары из целебных трав.



31. Практически нетронутый реставраторами уникальный храмовый комплекс Та-Пром.



32. В Юго-восточной Азии имеется несколько видов деревьев, которые растут на скалах, больших камнях и созданных людьми каменных строениях. Их особенность – развитая корневая система, которая частично расположена на поверхности камней. Корни этих деревьев проникают в трещины скал и пространство между камнями. По мере увеличения толщины корней они раздвигают камни.



33. Возможно все храмы Ангкора, являвшиеся до реставрации руинами, разрушены деревьями. Косвенно в пользу правильности этого предположения свидетельствует способ реставрации храмов, который применяли французы. Они нумеровали каменные блоки, полностью разбирали руины, очищали их территорию от растительности, а затем заново строили храм в соответствии со своими представлениями о его первоначальном виде.



34. Храм Преах Кхан (по-кхмерски "священный меч"). Огромный храм был построен в честь победы над тямами королем Джайяварманом VII в конце XII века. В старину в стенах храма находилась военная академия Кхмерской Империи.



35. О руинах Ангкора первые сообщения стали поступать в Европу в 16 веке. Самое ранее сообщение было представлено португальцем Diego do Couto, который описал, как в середине 16 столетия, король Камбоджи натолкнулся на руины при охоте на слонов. Французский натуралист Энри Муо ступил на землю Сиама в 1858 году. Три месяца спустя он отправляется в путешествие, которое продолжалось до апреля 1860 года. В своих дневниках он пишет, что заблудился в джунглях, заболел малярией и уже почти умирал, не надеясь на спасение. Когда среди деревьев разглядел огромные каменные дворцы, не веря в чудо, он вышел к ним, где его подобрали и выходили жившие там монахи. В течение этой поездки он провел 3 недели в Ангкоре, сделал измерения Ангкор Вата и описания его руин. После этого он отправился исследовать белое пятно на кате в районе современной границы Камбоджи и Лаоса, но, заболев лихорадкой, умер в ноябре 1861 года в Лаосе в возрасте 35 лет. Его работы были переправлены его вдове в Шотландию, где и были изданы в 1864 году. 23 июня 1866 года художник Делапорт посетил Ангкор и сделал зарисовки храмов. Сегодня его гравюры – единственное свидетельство состояния храмов в середине 1860 годов.



Галереи первого уровня Ангкор Вата, общая длина которых приблизительно 800 м, украшены барельефами высотой 2 м, изображающими различные сцены из мифологии и жизни древних кхмеров. Наиболее часто встречающаяся фигура здесь — это фигура апсары — богини, небесной танцовщицы. Их здесь тысячи, ни одна из них не похожа на другую. У них разное выражение лиц, разные фигуры, украшения.



37. Камбоджа является одной из наиболее "заминированных" стран мира. За три десятилетия войны и гражданского конфликта на территории этой страны осталось разбросано несколько миллионов мин. Противоборствующие стороны "красные кхмеры" с одной стороны, и войска Вьетнама и союзные ему кампучийские войска с другой стороны широко использовали как старые запасы мин так и новые, как например из Китая, Болгарии, ГДР, Чехословакии, Таиланда. С 1979 года более 57 000 камбоджийцев подверглись ампутации конечностей. Многие из них — невинные дети.



38. О существовании заброшенного города знали и сами кхмеры и европейцы. Португальские путешественники побывали в нем еще в XVI веке. Однако по-настоящему открыл древний город для Запада француз Анри Муо.То, что предстало взору Муо, ничего общего не имеет с тем, что видим мы. Все здесь было покрыто буйной растительностью. Бороться с ней приходится постоянно. Если Ангкор не расчищать года три, всю эту красоту снова поглотят джунгли.



39. На колоннах галерей Ангкор Вата было принято увековечивать не только творящие историю события, но и новости, сплетни, и т.п.



40. Отдельного внимания заслуживают распространенные в кхмерской архитектуре фальш-окна, где вместо стекол использованы выточенные из камня тонкие колонны (высотой до 1,5 метров, 15-20 см в диаметре), которые после выточки подвергались резьбе. Проведенные исследования говорят, что такой цилиндрической точности можно было добиться только при обработке на токарном станке! Но ни одной детали от станков, ни одного инструмента, позволяющих понять процесс обработки не найдено.



41. Если в Таиланде слоны – это скорее достопримечательность, которую показывают туристам, то в Камбодже это – рабочая сила.



42. Национальный музей Кхмеров.



43. Камбоджийская народная партия - единственная на сегодняшний день партия страны. На озере Тонле-Сап дома устанавливают на сваях, потому что дважды в год уровень воды в озере сильно меняется. Те, кто могут себе позволить дом, полгода живут на берегу, полгода - на лодке, тогда как рыбаки победнее просто живут на лодках.



44. Жителей деревни не смущает наличие дороги прямо на выходе из дома. Тут же моются, стираются, тут же играют дети.



45. У комбоджийцев и вьетнамцев стоит поучиться искусству обходиться малым. Хозяйственная разруха в стране - последствия индокитайской и гражданской войн.



46. Деревня рыбаков на озере Тонле-Сап. Быт рыбаков прост до безобразия. Они живут в маленьких домиках на сваях. Стены домиков и крыши сделаны в основном из сухой растительности. Для своего передвижения используют весельные лодки и немногочисленные моторки – для перевозки туристов.



47. Рыбацкая школа - небольшой плавучий дом с одним помещением.



48. Бедность деревенских жителей удручающая. По виду местных жителей можно сказать, что они, рыбаки, жены рыбаков и дети рыбаков, досыта рыбы не едят. Это при том, что их лодки выглядят вполне прилично по сравнению с вьетнамскими плетеными корзинам, на которых они ловят рыбу в прибрежных морских водах Южного Вьетнама. Утверждение о рыбных богатствах озера Тонле Сап в прошлом – очередной камбоджийский миф.



49. Многие постоянные жители рыбацкой деревни - беженцы из Вьетнама, не нашедшие лучшей доли в Комбодже. Зарабатывают они в основном рыбной ловлей, торговлей фруктами и подаянием от многочисленных туристов.



50. Дети всюду носятся с перекормленными сонными змеями, предлагая сфотографироваться за деньги.



51. Озеро Тонле-Сап является крупным природном водемом во внутренней территории страны, и из-за своей площади 2,6 тыс квадратных километра иногда называется морем. За 5 часов его можно пересечь на скоростной лодке, и попасть в столицу – г. Пномпень.



52. Рыбаки на отдыхе.



53. Вьетнамские девочки-подростки привлекают внимание туристов.



54. Вообще, охота в Комбодже запрещена законом, но каждая комбоджийская семья обязательно съедает в год одну змею, на покупку которой специально копит деньги. Змеи, по сравнению с Китаем, в качестве блюда стоят недешево.



55. В местных сувенирных лавках по какой-то причине предвзято относятся к определенным маркам фотоаппаратов.



56. Система занятости для инвалидов в этой стране впечатляет. На фабрике национальных сувениров трудятся глухонемые.



57. Сотрудники аэропорта явно увлекаются коллекционированием перочинных ножей и зажигалок. Отправить в отдельной коробочке не сданные в багаж железяки тут, увы, не предлагают.



     
Сайт создан в системе uCoz